Глава
5 | |||
4.9. ПУТИ СООБЩЕНИЯ В ИМПЕРИИ. Исследователь средневековых географических открытий Дж.К.Райт пишет: "Сухопутные путешествия были обусловлены ВОЗНИКНОВЕНИЕМ САМОЙ ОГРОМНОЙ ВОЕННОЙ ИМПЕРИИ, КОГДА-ЛИБО СУЩЕСТВОВАВШЕЙ В МИРЕ" [562], с.239. В самом деле, далекие путешествия стали возможны лишь с возникновением большой Империи и ее охраняемых караванных путей. Ранее ничего подобного не было. Далекие путешествия были в принципе невозможны. Во всяком случае, они были чрезвычайно опасны. Уйдя не так уж далеко от дома, человек попадал в совсем другую среду, с другим языком и другими обычаями. Становился легкой добычей разбойников или бродяг. Далеко уйти он не мог. И лишь мощная Империя смогла обеспечить относительно безопасные охраняемые пути сообщения. Вдоль которых тут же двинулись не только купцы, но и путешественники. Ко второй половине XIV века относится установление путей сообщения по всей Империи. "От центра Золотой Орды - Сарая, во все стороны на тысячи верст, были установлены почтовые линии, для обслуживания которых было поставлено до 400 тысяч лошадей и целая армия обслуживающего их персонала. По всем линиям были через 25 верст установлены Ямы, на которых находилось до 400 лошадей. Движение по ямским линиям производилось со скоростью до 250 верст в сутки. Конные сообщения дублировались пешими - скороходами, пробегавшими в день до 25 верст. На всех реках были установлены паромные и лодочные переправы, обслуживание которых также производилось русским народом. Установленная система управления Золотой Орды обслуживалась, преимущественно, русским народом" [440], т.1, с.42. Отсюда - и слово "ямщик". Эта система сообщений сохранилась в России до конца XIX века и была вытеснена только строительством железных дорог. Империя торговала. "Территория Золотой Орды
оказалась на старом перекрестке торговых путей, шедших от берегов Черного
моря через Черноморские и Каспийские степи на север и восток... Волга,
большая часть течения которой попала в руки татаро-монголов, являлась
крупнейшим торговым путем, особенно оживившимся в XIV веке, когда
отношения с Русью как-то стабилизировались... Другим крупным торговым
путем в XIV-XV веках был Донской, который также контролировали татары. Они
владели городом Азак (Азов) в устье Дона, служившим перевалочным пунктом
между черноморскими путями и речными, а также караванными на север и
восток" [930], с.43-44. В то же время, арабские авторы XIII-XIV веков
писали о том, что по Волге ходило много РУССКИХ судов [930], с.45. Мы
видим, что международная торговля была одним из основных занятий РУССКОГО
государства того времени. Недаром постоянно упоминается о русских купцах в
Орде. Иностранцы не отличают их от купцов-монгол. Что и естественно:
"монгол" означает просто "великий". Таким образом, после великого =
"монгольского" завоевания возникла Империя, центр которой находился на
Руси. В этом центре была, в частности, сосредоточена международная
торговля. Сюда стекались богатства со всего мира. Сегодня археологи время
от времени находят на Руси следы роскоши того времени. Естественно,
относят их к "до-монгольскому" периоду. Что неправильно. |