6. БИБЛЕЙСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ
ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ - ЭТО
ОРДЫНСКО-АТАМАНСКОЕ = ТУРЕЦКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО
ВЕКА.
6.2. КАКИЕ ЗЕМЛИ ЗАВОЕВАЛО
ВОЙСКО МОИСЕЯ.
Нам говорят, будто результатом описанной в
Библии военной экспедиции Моисея было завоевание современной
Палестины.
Спрашивается, какие же следы описанных в Библии событий
сохранились здесь до наших дней? Ответом на этот естественный вопрос
сегодня занимается специальная наука, называемая библейской археологией.
В популярных изданиях и путеводителях, конечно, рисуется радужная и
безмятежная картина более или менее полного соответствия между
библейскими описаниями и реальными археологическими и географическими
данными в этих местах. Современный турист, проезжая на автобусе по
Палестине, действительно "увидит", - с почтением разглядывая дорожные
щиты-указатели, - например, древний библейский город Иерихон в одной из
местных арабских деревушек. Вряд ли у него возникнет вопрос - куда же
делись огромные каменные стены этого древнего города, о которых так
много говорится в Библии. А если и возникнет, то ему тут же ответят: как
же, эти стены тут были, но рухнули от звука труб Иисуса Навина. Поэтому
и нет сегодня от них ни малейшего следа. Растащили их до последнего
камешка.
Что тут можно возразить?
Здесь Иерихон - это не
исключение. Напротив, он является только одним из примеров некой общей,
достаточно любопытной картины. Об этом прямо говорит, например,
известный археолог Л.Райт, между прочим - убежденный сторонник
правильности принятой сегодня географической локализации библейских
событий в современной Палестине. Тем не менее, он вынужден написать
следующее:
<<ГРОМАДНОЕ БОЛЬШИНСТВО НАХОДОК НИЧЕГО НЕ ДОКАЗЫВАЕТ
И НИЧЕГО НЕ ОПРОВЕРГАЕТ... К несчастью, желанием "доказать" Библию
проникнуты многие работы, доступные среднему читателю. СВИДЕТЕЛЬСТВА
НЕПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ, ВЫВОДЫ, ДЕЛАЕМЫЕ ИЗ НИХ, ЧАСТО НЕВЕРНЫ,
ОШИБОЧНЫ И НАПОЛОВИНУ ПРАВИЛЬНЫ>> [369]. Цит. по [110],
с.17.
"Оказалось фактически невозможным установить
даже место, где находится... гора Синай... Если принимать всерьез
библейские описания тех грозных явлений природы, которыми сопровождалась
процедура откровения у горы Синай, то надо полагать, что эта гора
представляла собой ВУЛКАН... Но беда в том, что та гора, которая теперь
называется Синаем, НИКОГДА НЕ БЫЛА ВУЛКАНОМ" [110], с.133. Некоторые
археологи помещают Синай в Северную Аравию, в Мидию, вблизи Кадеша и
т.д. [110], с.133. НО ВСЕ ЭТИ ГОРЫ ТАКЖЕ НЕ БЫЛИ ВУЛКАНАМИ. Библеист и
историк Мартин Нот прямо утверждает, что нет никаких оснований
приписывать открытые археологами в Палестине разрушенные поселения
израильскому вторжению [318]. Как отмечается, с археологической точки
зрения вся история завоеваний якобы современной Палестины Моисеем и
Иисусом Навиным ПОВИСАЕТ В ВОЗДУХЕ [369], [318].
Далее пишут так: "Об "эпохе судей" НИ ОДНО
БИБЛЕЙСКОЕ СООБЩЕНИЕ НЕ НАШЛО ДО СИХ ПОР НИ ОДНОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ. ВСЕ ИМЕНА СУДЕЙ, фигурирующие в Ветхом Завете, нам
известны ТОЛЬКО ПО ТЕКСТУ ПОСЛЕДНЕГО И НЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ НИ В КАКИХ ДРУГИХ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ ПАЛЕСТИНЫ... Это относится И К ИМЕНАМ ПЕРВЫХ
ЦАРЕЙ Саула, Давида и Соломона" [110], с.158.
Недаром сегодняшние паломники в современный
Иерусалим и Палестину, где они надеялись увидеть подлинные следы
библейской истории, часто возвращаются с разочарованием и недоумением.
Но все-таки - куда исчезли "древние библейские" названия в современной
Палестине? Сегодня они туда "вернулись", но произошло это лишь
сравнительно недавно, и исключительно на основе КНИЖНОЙ ТРАДИЦИИ.
Местные же названия этих "библейских мест" совсем другие. Даже до сих
пор. Возьмем, к примеру, известный "библейский город" Сихем. Город
знаменитый в Библии. Например, "кости Иосифа, которые ВЫНЕСЛИ СЫНЫ
ИЗРАИЛЕВЫ ИЗ ЕГИПТА, схоронили в Сихеме" (Иисус Навин 24:32). Более
того, Сихем становится, по-видимому, столицей Иисуса Навина после
окончания завоевания: "И заключил Иисус с народом завет в тот день и дал
ему постановление и закон в СИХЕМЕ... И отпустил Иисус народ, каждого в
свой удел" (Иисус Навин 24:25-28). Город Сихем был известен под этим
именем не только в Библии, но и в "древне"-римских источниках. "Нет
необходимости перечислять все исторические и литературные воспоминания
об этом замечательнейшем городе. Его важное значение и положение
подтверждается, между прочим, тем что при Римских Императорах в Сихеме
ЧЕКАНИЛИСЬ МОНЕТЫ" [602], с.654. Где же сегодня в Палестине этот
известнейший библейский и античный город? Нас уверяют, будто "Древний
Сихем НЕСОМНЕННО НАХОДИЛСЯ на месте нынешнего Наблуса ИЛИ НЕДАЛЕКО ОТ
НЕГО" [602], с.654. Однако реальных доказательств этого, по-видимому, не
существует. Местное название поселения - другое, сколько-нибудь надежных
археологических свидетельств не приводится. Этот город пытаются
отождествить также с библейским Сихаром.
Считают, что в средневековых источниках он
назывался САМАРИЕЙ, а затем НЕАПОЛИСОМ или попросту НЕАПОЛЕМ, то есть
НОВЫМ ГОРОДОМ или Новгородом [602], с.653. И так далее. Уже из одного
этого видно, насколько зыбко предлагаемое сегодня отождествление
библейского Сихема с палестинским поселением Наблус. Да и сами археологи
XIX века осторожно отмечали (см. выше), что Наблус - это может быть и не
Сихем. Дескать, Сихем НАВЕРНОЕ все-таки был "где-то тут",
недалеко.
Аналогичная картина - и с другими библейскими
названиями в современной Палестине.
Нам могут возразить. Чего вы хотите? - со
времен Иисуса Навина прошло несколько тысяч лет, все названия
неоднократно поменялись, через эти места прокатилось арабское
завоевание, НАЧИСТО стершее следы прежней истории и культуры. Не будем
спорить. Обратимся к более устойчивым признакам страны, которые вроде бы
должны сохраняться более или менее неизменными на протяжении столетий:
климатическим и геофизическим. Для начала посмотрим как выглядела
Палестина во времена Иисуса Навина. Стоило ли действительно ее
завоевывать?
Вот что известно о "древней" библейской
Палестине из исторических источников.
"В древние времена это была ПРЕКРАСНЕЙШАЯ И
ПЛОДОРОДНЕЙШАЯ СТРАНА, об этом единогласно свидетельствуют ВСЕ ДРЕВНИЕ
ПИСАТЕЛИ, представляя ее БОГАТО УКРАШЕННОЮ ПРЕКРАСНЫМИ ДОЛИНАМИ,
БОГАТЫМИ ПОЛЯМИ И ЛУГАМИ, ПРОХЛАДНЫМИ ЛЕСАМИ, ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ ГОРОДАМИ И
СЕЛЕНИЯМИ... Плодородие в Палестине в библейские времена было
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ: пшеницу, виноград, ячмень, рис, чечевицу и хлопчатую
бумагу разводили здесь в большом изобилии; розы, лилии, нарциссы и
другие благовонные цветы покрывали... ЦВЕТУЩИЕ НИВЫ; бальзамный
кустарник, кипарис, дуб, миндальное, масличное дерево, гранаты, пальмы,
кедры... росли в ней... Особенно же растительностью, плодородием и
богатством отличались Галилея, равнина Сарронская, ГОРЫ Ливан, Кармил,
долины Васан и Хеврон... ПЧЕЛОВОДСТВО служило также важным предметом
хозяйства в Палестине. Из минералов... медь, серебро, золото и даже
драгоценные камни (Втор. 8:9, 23:19, Иезек. 22:18-19 и др.). В Библии
Палестина представляется как САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ И ПЛОДОРОДНАЯ ЗЕМЛЯ,
ТЕКУЩАЯ МЕДОМ И МЛЕКОМ И КОТОРАЯ НАПОЯЕТСЯ ВОДОЮ ОТ ДОЖДЯ НЕБЕСНОГО. О
богатстве природы Палестины ЕДИНОГЛАСНО свидетельствуют Диодор
Сицилийский, Тацит, Плиний, Иосиф Флавий и другие" [602],
с.548.
Да, такую страну действительно стоило трудов
завоевать.
А теперь посмотрим на Палестину нашей эпохи глазами
современных справочников. Воспользуемся обзором геофизического состояния
Палестины XIX века, составленного Н.А.Морозовым [141], том 2. Скажем
сразу, что НИЧЕГО ПОДОБНОГО ОПИСАННОЙ ВЫШЕ РАЙСКОЙ ЗЕМЛЕ ЗДЕСЬ НЕТ.
Более того, нет ничего даже намного более скромного. Современная
Палестина, по описаниям XIX века, - это в значительной степени
КАМЕНИСТАЯ ПУСТЫНЯ. Относительно плодородной являлась лишь узкая полоса
вдоль моря.
"Палестина представляет собой три узкие
продольные полосы:
1) полосу западной приморской равнины,
2)
полосу западной возвышенности,
3) полосу трещины или русла берега
реки Эль-Кебире (сегодня отождествляемой с библейским Иорданом -
Авт.)...
Прибрежная полоса... характеризуется... многочисленными,
НЕСУДОХОДНЫМИ, ПЕРЕСЫХАЮЩИМИ НА ЛЕТО РУЧЬЯМИ... Вся прибрежная полоса к
югу от мыса Кармел хорошо обработана и заселена, НО ШИРИНА ЕЕ НЕВЕЛИКА,
ТОЛЬКО ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ километров около Кармела и до 12 километров у
Яффы (Иоппии). Такова ЛУЧШАЯ в хозяйственном отношении часть
Палестины... Почва узкой приморской равнинной полосы, состоящая из
красноватого ПЕСКА и такой же ГЛИНЫ, особенно пригодна для разведения
апельсиновых и лимонных деревьев. В горной полосе... мягкая ГЛИНИСТАЯ
почва... сохраняется, где возможно, В УГЛУБЛЕНИЯХ СКАЛ, ОТКУДА ЕЕ НЕ
МОГУТ СМЫТЬ ЗИМНИЕ ЛИВНИ, И СОХРАНЕНИЕ ЕЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЙ ЗАБОТОЙ
ЖИТЕЛЯ. Плодородной Палестина никогда не была" [141], том 2, с.653-659.
Таким образом, главной задачей тогдашних жителей являлось, - по крайней
мере в XIX веке, - не сохранение богатейшего урожая фруктов и злаков, А
СОХРАНЕНИЕ САМОЙ ПОЧВЫ, на которой могло бы вырасти хоть
что-нибудь.
О библейской реке Иордан. После чтения Библии
у многих остается впечатление, что уж окрестности Иордана особенно
плодородны. Но в качестве Иордана в Палестине нам предъявляют реку
Шириат Эль-Кебире. Обратимся к ее описанию, составленному в XIX веке. "В
северной части, у озера Хуле, притоки Эль-Кебире образовали равнину в 10
километров ширины... ГУСТО ПОКРЫТУЮ БОЛОТАМИ, заросшими очеретом и
разновидностями папируса. Между озерами Хуле и Табария русло Эль-Кебире
прорыто в древних ПОТОКАХ ЛАВЫ... Отсюда до Мертвого моря Шириат
Эль-Кебире имеет 110 километров в длину... Ширина самой реки доходит
здесь лишь до 15 метров... Ее резервуар - Мертвое море с ДИКИМИ
ПУСТЫННЫМИ БЕРЕГАМИ" [141], том 2, с.658-659.
"В орошающей поля воде ОЩУЩАЕТСЯ...
НЕДОСТАТОК НА ВСЕЙ ВОЗВЫШЕННОЙ ПОЛОСЕ. Ключей у подножия гор много близ
Халила (якобы библейский Хеврон - Авт.), НО КРАЙНЕ МАЛО в окрестностях
Эль-Кудса (это якобы библейский Иерусалим - Авт.)" [141], том 2,
с.661.
Таким образом, мы видим яркое противоречие
между библейскими описаниями плодороднейшей Палестины и тем, что мы
находим в современной Палестине. Это противоречие хорошо чувствует и
автор цитированной выше Библейской Энциклопедии. Он вынужденно пишет:
"По своему положению... Палестина принадлежит к ПЛОДОРОДНЕЙШИМ СТРАНАМ.
Если же В НАШЕ ВРЕМЯ находится там МНОГО ПУСТЫХ МЕСТ И НЕВОЗДЕЛАННЫХ
ЗЕМЕЛЬ, ЕСЛИ ВСЕ НАСЕЛЕННЫЕ МЕСТА ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЮ ТОЛЬКО БОЛЬШИЕ
МАЛОНАСЕЛЕННЫЕ ДЕРЕВНИ, то надлежит помнить, что ЭТО БЫЛО ЯСНО
ПРЕДСКАЗАНО ПРОРОКОМ МОИСЕЕМ" [602], с.548. Другими словами, во всем
виноват Моисей! Своими предсказаниями в конец испортил климат и даже
саму землю в Палестине.
По нашему мнению, из всего этого следует, что
библейские завоевательные походы Моисея и Иисуса Навина происходили
СОВСЕМ В ДРУГИХ МЕСТАХ. И климат этих мест полностью соответствует тем
восторженным описаниям библейской Палестины, которые мы читаем у
"древних" авторов. А именно, из нашей реконструкции следует, что здесь
речь идет об атаманском = османском завоевании XV века. В частности,
были завоеваны Балканы, северное Средиземноморье и Турция.
Плодороднейшие места Европы и Азии.
Более подробно, о чем именно повествует
Библия в книгах Исход, Левит, Числа, Второзаконие и Иисус Навин, мы
расскажем ниже. Сделаем полезное замечание. При анализе древних текстов
следует стараться отделить СОБЫТИЙНУЮ КАНВУ от СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ
ДРЕВНЕГО ЛЕТОПИСЦА к описываемым событиям. Обе эти составляющие
безусловно важны и интересны. Но следует отдавать себе отчет в том, что
разделение героев на "хороших" и "плохих" часто зависит от клановой
принадлежности летописца и от того, как он сам воспринимает излагаемый
им материал. Поэтому мы выделим в первую очередь событийную канву
истории библейского исхода. И будем пока игнорировать оценки событий и
героев, даваемые библейскими летописцами. Понимал бы библейский
летописец XVI века - лет через сто после событий, - о чем он в
действительности рассказывает, - может быть его психологические оценки
были бы совершенно другими.