5. ПРОБЛЕМА ДАТИРОВКИ
ТАЦИТ И ПОДЖО. ЦИЦЕРОН И БАРЦИЦЦА. ВИТРУВИЙ И
АЛЬБЕРТИ.
Интересен вопрос о
происхождении "античных" первоисточников. В современной историографии
отсутствует полный обзор обстоятельств появления античных рукописей,
отмечается лишь общий факт, что подавляющее большинство этих документов
всплыло на поверхность только в Эпоху Возрождения после периода "темных
веков". Появление рукописей часто происходило в обстановке, не
способствующей критическому анализу их датировок. В XIX веке два
известных историка Гошар и Росс опубликовали в 1882-1885 годах и в 1878
году свои исследования, в которых доказывали, что знаменитая античная
римская "История" Корнелия Тацита принадлежит в действительности перу
известного итальянского гуманиста Поджо Браччолини. См.[8], [280] и [337].
Отсылаем читателя к книге [8], где подробно рассказано об этой
проблеме. История обнаружения книг К.Тацита действительно вызывает
много вопросов [8]. Именно Поджо обнаружил и пустил в обращение сочинения
Квинтиллиана, Валерия Флакка, Аскония Педиана, Нония Марцелла, Проба,
некоторые трактаты Цицерона, Лукреция, Петрония, Плавта, Тертуллиана,
Марцеллина, Кальпурния Секула и т.д. [8]. Нигде и никогда не были
разъяснены обстоятельства этих находок и датировок рукописей. В XV веке в
Италию приезжают знаменитые гуманисты: Мануил Хризолор, Гемист Плетон,
Виссарион Никейский и др. Они впервые познакомили Европу с достижениями
"древней греческой мысли". Византия в это время дала Западу почти все
известные сегодня древнегреческие рукописи античного времени. Отто
Нейгебауэр писал: "Бо'льшая часть рукописей, на которых основано наше
знание греческой науки - это византийские списки, изготовленные 500-1500
лет после смерти их авторов" [144], с.69. Согласно скалигеровской
истории [26], вся классическая древняя литература всплыла на поверхность
только в Возрождение. Как показывает анализ, темнота их происхождения,
отсутствие документированных данных об их судьбе в предшествующие, т.н.
"темные века", заставляет во многих случаях предположить отсутствие этих
текстов ранее кануна Возрождения [141]. Например, древнейшими списками
т.н. неполного извода текстов Цицерона считаются списки IX-X веков н.э.,
однако архетип неполного извода "давно погиб" [221]. В XIV-XV веках
интерес к Цицерону возрастает, и "дело доходит до того, что около 1420 г.
миланский профессор Гаспарино Барцицца... взялся за рискованный труд:
собрался заполнить пробелы "неполного извода" собственными дополнениями
для связности (!- Авт.). Но не успел он закончить свою работу, как
совершилось чудо: в глухом итальянском городке Лоди была найдена
заброшенная рукопись с полным текстом всех риторических произведений
Цицерона... Барцицца и его ученики набрасываются на новую находку,
расшифровывают с трудом ее старинный (вероятно, XIII в.) шрифт и
изготовляют, наконец, удобочитаемую копию. С этой копии снимаются списки,
и в своей совокупности они составляют "полный извод"... А между тем
происходит непоправимое: архетип этого извода, Лодийская рукопись,
оказывается заброшенной, никому не хочется биться над ее трудным текстом,
ее отсылают обратно в Лоди, И ТАМ ОНА ПРОПАДАЕТ БЕЗ ВЕСТИ: начиная с 1428
г. о ее судьбе ничего неизвестно. Европейские филологи до сих пор
оплакивают эту потерю" [221], с.387-388. Книга Светония "Жизнь
двенадцати цезарей" также имеется только в очень поздних списках. Все они
"восходят к единственной античной рукописи" [185], бывшей будто бы в
распоряжении Эйнхарда, якобы около 818 года н.э. Который, создавая свою
"Жизнь Карла", старательно воспроизводил, как считается сегодня,
"светониевские биографические схемы" [221], с.281. Эта так называемая
"фульдская рукопись", и "первые списки с нее ДО НАС НЕ ДОШЛИ" [221],
с.271. Старейшим списком книги Светония считается текст IX века н.э., но
всплыл он на поверхность лишь в XVI веке. Остальные списки датируются в
скалигеровской истории не ранее XI века н.э. Датирование античных
источников было осуществлено в XV-XVI веках на основе не дошедших до нас
соображений. Только в 1497 году [141] была открыта книга "Об архитектуре"
Витрувия. Как утверждает Н.А.Морозов в [141], т.4, с.624, в
астрономическом разделе книги Витрувия с невероятной точностью указаны
периоды гелиоцентрических (!) обращений планет. Архитектор Витрувий,
живший, якобы, в I-II веках н.э., знал эти числа лучше астронома
Коперника! Более того, в периоде обращения Сатурна он ошибся только на
0,00007 долю современного значения периода. Для Марса ошибка всего 0,006,
а для Юпитера всего 0,003. См. анализ в [141], т.4, с.625-626. Отметим
далеко идущие параллели между книгами "античного" Витрувия и книгами
замечательного гуманиста XV века - Альберти [122]. Кстати, нельзя не
отметить некоторого созвучия имен Альберти и Витрувия ввиду частого
перехода "б" в "в" и наоборот. В самом деле, альб(в)ерти - витрувий.
Альберти (1414-1472) известен как крупнейший архитектор, автор
фундаментальной архитектурной теории, исключительно сходной с аналогичной
теорией "античного" Витрувия [122], с.3-4. Как и "античный" Витрувий,
Альберти написал большой труд, включавший в себя не только его теорию
архитектуры, но и сведения по математике, оптике, механике. Название
средневекового труда Альберти "Десять книг об архитектуре" совпадает с
названием аналогичного "античного" труда Витрувия. Сейчас считается, будто
"античный" Витрувий был для средневекового Альберти "образцом для
подражания при составлении собственного трактата" [122], с.152. Труд
Альберти целиком выдержан "в античных тонах". Специалисты давно составили
таблицы, в которых параллельно друг другу, - иногда совпадая дословно! -
идут фрагменты труда Альберти и фрагменты труда Витрувия. Историки
комментируют это обстоятельства так: "Все эти многочисленные параллели...
открывают ту эллинистически-римскую атмосферу, в которой формировались
собственные его мысли" [122], с.89. Итак, книга "античного" Витрувия
абсолютно естественно вписывается в средневековую атмосферу и идеологию XV
века н.э. При этом, подавляющее большинство средневековых построек
Альберти выполнено, оказывается, "в античном стиле" [122], с.165,167,173.
Он создает дворец "по образцу и подобию римского амфитеатра" [122], с.179.
Таким образом, ведущий архитектор средневековой эпохи заполняет города
Италии "античными" постройками. Которые сейчас, - но отнюдь не в XV веке
н.э., - считаются "подражаниями древности". Он пишет книги в "античном
стиле", не подозревая, что они будут потом объявлены "подражанием
античности". И только после всего этого, в 1497 году н.э., будет открыта
книга "античного архитектора Витрувия", иногда почти дословно совпадающая
с аналогичной книгой средневекового Альберти. Складывается ощущение, что
зодчие XIV-XV веков вовсе не считали свою деятельность "подражанием
античности", а просто творили ее. Теория же о "подражании" появится
значительно позже, в трудах скалигеровских историков.
|