6. ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. "ХАОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ
ДАТИРОВОК". СТРАННЫЕ "СРЕДНЕВЕКОВЫЕ АНАХРОНИЗМЫ".
Хронологическая версия
Скалигера отнюдь не была единственной. Вообще, Э.Бикерман с прискорбием
говорит о "хаосе средневековых датировок" [19], с.73. Кроме того, анализ
древних документов показывает, что прежние представления о времени резко
отличались от современных. "До XIII-XIV веков приборы для измерения
времени были редкостью, предметом роскоши" [364], с.68. "Обычные
для средневековой Европы часы - солнечные часы... песочные часы и
клепсидры - водяные часы. Но солнечные часы были пригодны лишь в ясную
погоду, а клепсидры оставались редкостью" [51], с.94. В конце IX века н.э.
для отсчета времени широко применялись свечи. Например, английский король
Альфред при поездках брал с собой свечи равной длины и приказывал сжигать
их одну за другой [51], с.94. Такой же отсчет времени применялся еще в
XIII-XIV веках, например, при Карле V. "Монахи ориентировались по
количеству прочитанных ими страниц священных книг или псалмов, которые они
успевали произнести между двумя наблюдениями неба" [51], с.94. А ведь для
астрономических наблюдений нужны часы с секундной стрелкой, но "даже после
изобретения и распространения в Европе механических часов они очень долго
не имели минутной стрелки" [51], с.95. В парадоксальном контрасте с
неточностью измерения реального времени в средние века развивается
изощреннейшая хронологическая каббала. В частности, "те же самые отрезки
времени, которые употребляются для измерения земного... времени,
приобретают совершенно иную длительность... когда применяются для
измерения библейских событий... Августин приравнивал каждый день творения
к тысячелетию (!-Авт.) и пытался определить длительность истории
человечества" [51], с.109-110. Для нас важна "такая неотъемлемая черта
средневековой историографии, как анахронизм. Прошлое рисуется в тех же
категориях, что и современность... Библейские и античные персонажи
фигурируют в средневековых костюмах... Соседство на порталах соборов
ветхозаветных царей и патриархов с античными мудрецами и евангельскими
персонажами лучше всего раскрывает анахроническое отношение к истории...
КРЕСТОНОСЦЫ В КОНЦЕ XI ВЕКА БЫЛИ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО КАРАЮТ НЕ ПОТОМКОВ ПАЛАЧЕЙ
СПАСИТЕЛЯ, НО САМИХ ЭТИХ ПАЛАЧЕЙ" [51], с.117-118. Этот факт достаточно
многозначителен. Современные историки, исходя из скалигеровской
хронологии, считают, что средневековье в грандиозных масштабах "СМЕШАЛО
ЭПОХИ И ПОНЯТИЯ", что средневековые авторы лишь "по своему невежеству"
отождествляли древнюю, античную, библейскую эпоху с эпохой средних веков.
Но, кроме традиционного объяснения, - якобы, странная "любовь к
анахронизмам", - возможна и вторая точка зрения. По-видимому, все эти
утверждения средневековых хронистов отвечают действительности, а
"анахронизмами" мы считаем их сейчас потому, что следуем сегодня
неправильной скалигеровской хронологии. Хронологическая версия
Скалигера зафиксировала лишь одну из нескольких средневековых
хронологических концепций. Наряду с принятой сегодня хронологией раньше
существовали и другие версии. Например, считали, что Священная Римская
империя Германской нации X-XIII веков н.э. является НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ
ПРОДОЛЖЕНИЕМ Римской империи, павшей якобы в VI веке н.э. по
скалигеровской версии [70], т.1, с.16. Вот следы странного с современной
точки зрения средневекового спора: "Петрарка... якобы основываясь на целом
ряде филологических и психологических наблюдений, утверждал, что
привилегии, данные Цезарем и Нероном австрийскому ГЕРЦОГСКОМУ ДОМУ (в XIII
веке н.э.! - Авт.) - подложны. Тогда это еще нужно было доказывать" [70],
т.1, с.32. Для современного историка (см. [70]) мысль о том, что
"античные" Цезарь и Нерон были современниками средневекового австрийского
герцогского дома, - начавшего править только в 1273 году н.э., то есть
якобы через 1200 лет после Цезаря и Нерона, - конечно нелепа. Но, как мы
видим, совсем не так считали средневековые оппоненты Петрарки в XIV веке
н.э.: "тогда это еще нужно было доказывать" [70], т.1, с.32. По поводу
этих же знаменитых документов Е.Пристер отмечает: "Все заинтересованные
лица прекрасно понимали, что это были явные и бессовестные фальшивки
(такова сегодняшняя точка зрения - Авт.), и тем не менее они "вежливо"
закрывали глаза на это обстоятельство" [169], с.26. Читатель,
например, привык к мысли, что знаменитые гладиаторские бои происходили
только в "далеком античном прошлом". Но это не так. В.Классовский в [97],
рассказав о боях гладиаторов в "античном" Риме, тут же добавляет, что эти
бои происходили и в средневековой Европе XIV века н.э.! Например, он
указывает на гладиаторские бои в Неаполе около 1344 года н.э. [97], с.212.
Эти средневековые бои, как и в "античности", КОНЧАЛИСЬ СМЕРТЬЮ БОЙЦА [97].
|